11 лучших инструментов 2019 года для создания ментальных карт

Применение ментальных карт в образовании

Интеллект-карты могут использоваться в различных формах обучения:

изучение нового материала, его закрепление, обобщение;

написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;

подготовка проекта, презентации;

аннотирование;

конспектирование и др.

Ментальная карта представляет собой идеальное решение для проверки знаний учащихся и помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ учащимися.

В процессе обучения ментальные карты могут использоваться в следующих целях:

как удобный способ конспектирования, структурирования учебного материала.

эффективный способ запоминания, который применяется при подготовке к практическим занятиям, коллоквиумам, докладам, выступлениям и др.

при изучении языка.

при мозговых штурмах.

при планировании действий и решения проблем в разных областях действительности.

Техника составления ментальных карт несколько изменяется в зависимости от ситуации их применения.

Примером использования ментальных карт в образовании является подготовка на их основе занятий. Занятие в форме ментальной карты гораздо легче подготовить, нежели написать его «линейный» вариант, кроме того, она предоставляет как педагогу, так и учащемуся то большое преимущество, что все содержание занятия оказывается, как говорится, на ладони.

Графический метод представления информации увлекает учащихся, позволяет им лучше запомнить и усвоить излагаемый материал. После занятия ученикам могут быть розданы черно-белые копии ментальной карты, представленной на занятии педагогом, содержащие лишь ее остов, и предложено заполнить их по памяти и раскрасить.

Пример оформления ментальной карты

Опыт показывает, что ментальные карты можно широко использовать при разработке плана проведения занятия. Бывает трудно отобрать из того наработанного материала, который имеется у педагога те вопросы, задачи, упражнения, которые подходят именно данной категории учащихся. Тогда, прорисовывая основные вопросы занятия и относя к нему все упражнения, которые позволяют обеспечить его усвоение, можно при их наглядном перечне выбрать необходимые, пометить их маркером, отметить те, которые являются запасными, требуют вводного теоретического материала или иного последующего действия. Составление ментальной карты позволяет увидеть лимит времени, видеть запас и возможные изменения хода занятия, отбирать задания и их последовательность.

Ментальная карта занятия дает четкий план действий по реализации поставленных целей. На карте легко увидеть, что уже сделано, а что еще предстоит сделать, видны моменты, требующие доработки.

Ментальные карты можно использовать для обратной связи. Достаточно эффективной технология составления интеллект-карт представляется для проверки качества усвоения материала учащимися. На этапе рефлексии учебного занятия его участникам может быть предложено в течение короткого промежутка времени надписать ответвления от центральной темы. Количество основных ветвей выбирается преподавателем и соответствует целям лекции. Количество ответвлений второго уровня может быть определено каждым автором карты самостоятельно. Особенность интеллект-карт заключается в том, что они редко могут быть завершены полностью, они постоянно дополняются и расширяются по мере того, как возникают новые идеи.

Ментальная карта представляет собой идеальное решение для проверки знаний учащихся и играет роль помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ. Такие карты несут информацию о реальных результатах. Постепенно внедрение этой техники поможет разрабатывать разнообразные занятия с учетом категории учащихся, их возможностей и запросов, ведь любой новый инструмент, когда его только показываешь, вызывает чаще всего отторжение, так как мы привыкаем работать с каким-то инструментом, а выход на новый уровень связан в первую очередь с напряжением внутренних сил, с затратой времени.

Xmind – программа для создания ментальных карт и её аналоги

Популяризация техники mind map привела к появлению множества онлайн-сервисов и компьютерных программ, позволяющих создавать красивые ровные цветные древовидные схемы любого масштаба.

Xmind заслуживает внимания: в этой программе предусмотрено множество функций. Они позволяют манипулировать процессом мышления более эффективно. Это:

  • сортировка элементов;
  • вставка ссылок, файлов, ярлыков, текстовых пометок;
  • изменение уровней вложенности, отношения между элементами;
  • возможность передать права на редактирование коллегам.

С помощью этого ПО составляют не только ментальные карты, но и планы, графики, диаграммы, таблицы, презентации. Есть режим «мозговой штурм». Наработки сохраняются в формате xmind (открывается в самой программе и онлайн сервисе MindMeister). Также результат сохраняется в форматах офисных программ Microsoft и в pdf.

Существует бесплатная и платная версия программы (XMind Pro). В последней к перечисленным функциям добавляются бесчисленные графические возможности, диаграммы Гранта.

Coggle.it

Популярный аналог программы XMind. Зарекомендовал себя как простой и легкий редактор. Идеальное решение для начинающих. Возможно совместное редактирование. Экспорт в формате png, pdf. В бесплатной версии можно создать только три интеллект-карты.

MindNode.com

Платное ПО для операционной системы Mac OS. Также работает на мобильных гаджетах. Доступна пробная версия. Результат можно сохранить в файлах графических редакторов, в pdf и в формате сервиса-конкурента Freemind.

Bubbl.Us

Онлайн-сервис, работает и на смартфонах (мобильное приложение). Экспорт в формате изображения. Нет готовых шаблонов, как у предыдущего, но есть заготовки диаграмм, схем, таблиц.

MindMeister.com

Популярный онлайн сервис. В бесплатной версии можно создать лишь 3 ментальные карты. Позволяет превратить статичную схему в презентацию. Есть цветовые темы, иконки.

Mapul.com

Онлайн-редактор. В бесплатной версии можно создать только одну диаграмму. Оплачивается доступ помесячно. И его покупают за причудливый дизайн. Есть режимы презентаций и мозгового штурма. Экспорт в png, pptx.

WiseMapping.com

Бесплатный онлайн-инструмент. Платная версия предлагается для бизнес-целей. Готовый код можно вставить на сайт. Есть шаблоны. Экспорт во множестве форматов.

Mind42.com

Бесплатный онлайн-сервис. Позволяет создавать списки, планировать мероприятия. Создаваемые диаграммы не публикуются в общий доступ, при необходимости ими можно поделиться. В онлайн-сервисе можно проводить мозговой штурм.

Mindomo.com

Позволяет делиться созданными схемами, редактировать одновременно с другими людьми, превращать их в презентации, сохранять в облако и открывать с любого устройства. Экспорт. Макеты, значки, заметки, ссылки.

Popplet.com

Бесплатное приложение. Есть видео-подсказки. Множество инструментов (можно рисовать карандашом). Предусмотрен экспорт в формате изображений, pdf. Есть возможность открыть доступ другим пользователям.

Для чего нужны ментальные карты?

Самая главная идея майнд-карт в том, что зрительное (визуальное) представление информации помогает упорядочить мысли.

Майнд-карта поможет быстро привести в порядок мысли, увидеть предстоящую задачу целиком и в деталях; процесс ее составления увлекает и немного похож на игру.

Составляя карты, легче подробно исследовать предмет, увидеть связи, запомнить большой объем информации, генерировать идеи. В процессе составления, в голову начинают приходить дополняющие идеи, важные подробности, контрольные точки достижения цели — и вот маленький набросок уже разрастается в настоящую большую карту достижения успеха.

Приятное вытекающее дополнение — улучшение работоспособности мозга, быстрое запоминание информации. Мозг начинает работать эффективнее.

Карты удобно использовать, когда необходимы:

Новые идеи для творчества

Заполняя карту шаг за шагом, мышление начинает подкидывать новые идеи, видеть связи между отдельными блоками, добавлять новые блоки и ветви. Иногда кажется, что процесс ее составления может быть бесконечным.

Помощь в обучении

Изучая новый вопрос, удачным решением будет составить майнд-карту предмета. Это приведет к подробному исследованию и хорошему запоминанию большого объема информации. То, что мы рисуем, пишем или печатаем — легче запоминается.

Более того, спустя некоторое время карта помогает легко вспомнить информацию, которую в ней фиксировали, буквально с одного взгляда.

Компактное представление больших объемов информации

Даже большая карта будет выглядеть аккуратно, и позволит сразу охватить взглядом главное. Всегда можно скрыть расшифровку некоторых ветвей, чтобы при просмотре двигаться от крупных пунктов к мелким.

Мозговой штурм

Очень удобно искать решение проблемы с друзьями или коллегами в ходе коллективной работы над интеллект-картой. Каждый участник мозгового штурма может внести свой вклад, а также легко увидеть уже сделанный объем работы.

Возможностей использовать интеллект-карты множество, и только вы решаете для чего их применить.

ГДЕ СОЗДАВАТЬ МАЙНД-КАРТЫ?

Ментальные карты могут быть бумажными (созданными в блокноте или на флипчарте и т.п.) или электронными (разработанными в специальных приложениях на смартфоне или в веб-версиях на компьютере). Считается, что лучше рисовать ее от руки, ведь сам процесс рисования стимулирует работу мозга, а он в свою очередь генерирует больше идей (а это нам как раз и нужно). Электронные карты получаются менее творческими, более утилитарными, ими легко делиться с коллегами и сохранять как отдельные файлы. Они подходят для более долгосрочных проектов, к которым нужно постоянно возвращаться. Это не альбомный лист, который может помяться и случайно угодить в мусорную корзину!

Что в итоге предпочесть, решать вам. Очевидно, что нужно проверить в действии и тот и другой вариант. И кстати, в некоторых случаях сама задача может стать подсказкой, где ее следует визуализировать.

Диджитал: приложения и веб-сервисы для работы на компьютере, планшете, телефоне

Идеально, если программа поддерживается на всех устройствах – и на рабочем компьютере, и на ноутбуке, и на планшете и смартфоне, чтобы иметь возможность возвращаться к своим ментальным картам в любое время.

Есть приложения на любой вкус. Стоит протестировать несколько, чтобы понять, какой интерфейс и визуальное оформление нравятся больше. Здесь все индивидуально, поэтому эффективно будет только то приложение, которое вы будете использовать регулярно.

Среди популярных приложений для составления майнд-карт можно выделить следующие в порядке рейтинга в AppStore:

  • XMind;
  • SimpleMind;
  • MindMeister;
  • MindNode;
  • Miro.

У каждого приложения есть бесплатная версия, а также расширенный функционал по подписке. Большинство из них русскоязычные, кроме Miro – оно на английском.

От создателя Тони Бьюзена – Ayoa. Также интересны по дизайну Venngage, Coggle. Там можно найти множество шаблонов и вдохновиться идеями других пользователей.

Подробнее ознакомиться с анализом приложений можно по ссылкам:

  • https://in-scale.ru/blog/majnd-karta — топ-20 сервисов и руководство с примерами.
  • https://smallbiztrends.com/2020/07/mind-map-tool.html — июльский обзор программ 2020 года.

Карты от руки: блокнот / флипчарт / доска + ручка / цветные карандаши / маркеры

Майнд-карты, которые касаются личных проектов и дел, лучше рисовать от руки. Проверено на собственном опыте! Создание майнд-карты – по-настоящему творческий процесс. В нем вы пройдете все четыре этапа творчества, о которых пишет Грэм Уоллес в своей книге «Искусство мышления»: подготовку, инкубацию, озарение и проверку.

Ментальные карты могут быть очень замысловатыми (рис. 18).

Как еще использовать майнд-карты?

Уже не новость, что ментальные карты завоевывают все большую популярность в… бизнесе. Да, этот инструмент, можно сказать, стал вторым помощником (после основного, конечно, без которого руководителю пока не обойтись) в организации и оптимизации самых разных процессов. Например, он позволяет сделать презентацию для клиентов, описав преимущества нового продукта, разработать структуру сайта или представить потенциальным инвесторам стратегию развития. Или же ваша цель – выход на новый рынок, а может, оптимизация расходов, создание сильного HR-бренда, внедрение принципов бережливого производства в офисе.

Какая бы цель перед вами ни стояла, попробуйте визуализировать все аспекты на пути к ней в виде интеллект-карты. Обязательно добавьте ветки – мини-задачи, которые предстоит решать по ходу. Очевидно, что сбиться с пути при таком наглядно заданном маршруте будет затруднительно. Ниже приведены примеры, как еще можно использовать ментальные карты в целях бизнеса (рис. 19, 20).

1. Ценности, планы и стратегия компании

2. SWOT-анализ

Основы Майндмэппинга

Краткая История

Начало

Визуальное представление информации использовалось тысячи лет. Люди всегда испытывали потребность записывать свои мысли и представлять их другим – как в аналоговом, так и в цифровом формате.

Основатель

Термин «интеллект-карта» появился в 1970-х годах, когда он был введен на BBC Тони Бьюзеном, «отцом интеллект-карт». Первоначально Бьюзен разрабатывал интеллект-карты для запоминания информации в университете.

Методика

Бьюзен изучал великих мыслителей и сочетал их подходы с собственными исследованиями в области психологии, творческого мышления и запоминания. Его книга «Интеллект-карты» вышла в 1995 году.

ЧТО ДУМАЮТ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ИЗ РАЗНЫХ СФЕР О МАЙНД-КАРТАХ?

Если после столь обстоятельного разъяснения, что есть ментальная карта и почему ее стоит использовать в работе, у вас еще остались сомнения в ее практичности и ценности, то предлагаю мнения тех, кто уже на «ты» с этой самой mind map.

Дарья, выпускница MBA Skolkovo:

Ментальная карта помогает структурировать мысли и смотреть на ситуацию шире. Это своего рода персональный брейншторм (если дело касается личных проектов), который потом может стать и картой для обсуждения с коллегами, друзьями, т.е. превратиться в доску для коллективного мозгового штурма. Я использую их для самого первого этапа, когда много мыслей и хочется все упаковать. Не лишним бывает возвращаться уже по ходу к этому майндмэпу и отслеживать, какие области уже покорены.

Марина, молодой ученый:

Я использую! В разы упрощает процесс планирования!

Татьяна Митрова, директор Энергетического центра в Московской школе управления «Сколково»:

Использую ментальные карты с командой. Важные фишки: форма блоков обозначает разные виды работы, например исследования – овал, мероприятия – прямоугольник, научные статьи – ромбик, облачко – колонка в средствах массовой информации; цвет – он у каждого сотрудника свой. Так сразу видны зоны ответственности, а ярко-красным мы отмечаем те активности, где нужны экстренные действия.

Заключение

Когда я погружаюсь в рутину, мне хочется из нее поскорее выбраться. Это мотивирует меня интересоваться, что можно еще придумать в той профессии, которой я сейчас посвящаю время. Как делать каждый свой день интересным, а каждое задание – выполненным не формально, а творчески. С майнд-картами работать интереснее и проще, чем с линейной информацией. Это факт! ■

Бьюзен Т. Интеллект-карты / пер. с англ. Ю. Константиновой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 199 с.

Горьков С.Н. Мышление 2.0. Как решать нерешаемые задачи. – М.: Издательский дом Университета «Синергия», 2018. – 80 с.

https://is.gd/SrncYw

https://is.gd/iXnMrD

https://is.gd/WjZ2nR

https://is.gd/mzCMta

Примеры применения ментальных карт на уроках

Исследование проходило в рамках темы «Компьютер ‒ универсальная машина
для работы с информацией» в учебнике Босовой Л.Л., Босовов А.Ю.
«Информатика. 5 класс». Составление карты проходило по перечисленным
ранее этапам:

  • выделяем основное понятие с детьми — Компьютер.
  • начинаем строить ветви нашей карты совместно с учениками. Например, начав с целей применения компьютера.
  • постепенно добавляем ветви. Если необходимо — можно опираться на учебник.
  • объяснение всех связей между элементами карты мыслей. Если возникают трудности — разобрать то, почему мы можем связать понятия именно так.

Некоторым ученикам требовалось подписывать пояснения к связям в то время как другие обходились без этого.

Были выявлены и некоторые ошибки, которые могут возникать при составлении карт мыслей:

  • все понятия должны быть связаны между собой. Не может быть так, чтобы какое-то понятие осталось в стороне от основной карты, не имея связи.
  • лишняя информация. Ученик должен сократить мысль в карте до минимального размера, не потеряв смысла или же оставив лишь ключевое слово.
  • неправильные связи.
  • не все основные понятия были отображены в ментальной карте.

Проведённая работа позволила отметить, что использование карт мыслей в качестве средства рефлексии на уроках информатики позволяет учащимся работать с большими объёмами информации, отходя от привычного традиционного конспекта. Если научить данному способу систематизации своих знаний уже с 5 классов, можно избежать большого количества ошибок в понимании связи между основными понятиями в дальнейшем, а также поможет своевременно скорректировать знания учащегося по тем или иным темам. Данное направление исследований можно считать перспективным.

Опыт применения в образовании

Опыт Кагукиной Татьяны Владимировны

Татьяна Владимировна – учитель английского языка, делится своим опытом применения ментальных карт на своих уроках. Она говорит, что прием создания ментальной карты является прекрасным способом систематизации знаний, развития критического мышления и организации коллективной работы.

Татьяна Владимировна говорит, что использование ментальных карт очень эффективно в следующих учебных ситуациях:

  • запоминание материала;
  • упорядочивание и систематизация информации;
  • планирование деятельности;
  • подготовка к выступлениям;
  • поиск решений в сложной ситуации;
  • рассмотрение различных вариантов решения задач.

Делясь своим опытом, Татьяна Владимировна говорит, что очень часто использует ментальную карту именно для закрепления и повторения пройденного материала. Далее выделяет оптимальные интервалы для повторения:

  • спустя 10 минут после усвоения новых знаний – повторение в течение 10 минут.
  • спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут.
  • спустя 1 неделю, 1 месяц – повторение в течение 2 минут.

Татьяна Владимировна Кагукина говорит, что для ее учеников составление ментальных карт является ожидаемой и любимой формой занятий, поскольку в процессе составления карты возникает много интересных дискуссий, коллективная и творческая работа.

Дюньдик Светлана Владимировна

Светлана Владимировна – учитель начальных клаccов. Она cчитает, что применение карт в образовательной деятельноcти позволяет организовать cамостoятельную работу oбучающихся, развивать твoрческие cпоcобности, развивать интерес к предмету, oрганизовать проектную деятельность, развивать речевую деятельность и позвoляют легко запoминать терминологию.

Светлана Владимировна применяет ментальные карты в целях:

  • повышения качества oбразования;
  • мотивации учебной деятельности;
  • развития интеллектуальных и творческих спoсобностей oбучающихся.

Светлана Владимировна говорит о том, что метод ментальных карт можно применять на разных типах и формах урока:

  • изучение нoвого материала;
  • закрепление материала;
  • обoбщение материала;
  • написание доклада реферата, научно-исследовательской работы;
  • подготовка проекта, презентации.

Так же автор отмечает, что использование ментальных — карт на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Ментальные — карты не могут заменить учителя и учебник, поэтому этот метод необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами.

Етнеут Анастасия Александровна

Етнеут Анастасия Александровна — учитель истории, обществознания и МХК. Она считает, что технология использования интеллект-карт на уроках обладающей высокой мотивационной направленностью и познавательной активностью. В отличие от линейной формы выражения мыслей, которая производится только одним, левым полушарием мозга, в майндмэппинге задействованы сразу оба, и правое, и левое. Благодаря этому техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Анастасия Александровна выделяет в своей статье следующие шесть основных областей применения интеллект-карт:

  • мозговой штурм (майндмэппинг способствует свободному потоку идей и наталкивает на новые мысли через ассоциации);
  • создание заметок (делать заметки в ментальной карте более эффективно и потом их легко можно просмотреть и запомнить);
  • планирование (вы можете использовать карты, чтобы набрасывать планы проектов планировать мероприятия и многое другое);
  • управление идеями (с помощью интеллект-карт Вы легко генерируете, захватываете и управляете идеями. Собирайте мнение участников, голосуйте и комментируйте темы);
  • управление совещаниями (подготавливайте и распространяйте информацию для встреч, создавайте быстрые презентации, протоколы встреч и назначайте задачи);
  • управление знаниями (интеллект-карты позволяют организациям хранить, обмениваться и управлять своими коллективными знаниями централизованно и надежно);

Автор отмечает, что при помощи «Интеллект — карты» легче выделить основную мысль: она размещена в центре листа, четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии

Лучше видны связи между ключевыми понятиями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее.

Понятие ментальной карты

Ментальные карты — это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам (например, «деревьям» или диаграммам связей). Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые являются значимыми, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Пример ментальной карты

Интеллект-карты используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.

Использование ментальных карт результативно в учебном процессе, они способствуют эффективному конспектированию лекций, книг, подготовке материала по определенной теме, помогают в решении творческих задач, проведении тренингов.

Использование ментальных карт для активизации мыслительного процесса подробно описано в работах Т. Бьюзена и Х. Мюллера. В последнее десятилетие данная технология стала объектом изучения отечественных исследователей, в которых преимущественно излагаются идеи названных выше авторов, а также интерпретируются в новых условиях их практического применения.

В основу майндмэпинга Т. Бюзенен положил теорию радиантного мышления, центральную идею которой лучше всего представить его словами: «Что происходит в мозге, когда человек жует сочную гpушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды в ручье, обнимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый бит информации, поступающей в мозг, – каждое ощущение, воспоминание или мысль(включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту)–может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «крючков». Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количество использованных ассоциаций, можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом… В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит«информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть».

Т.Бьюзен выделяет следующие существенные отличительные черты интеллект-карт:

объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;

основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;

ветви формируют связанную узловую систему.

Таким образом, суть методики майндмэпинга заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или идеи. Точно также ,как и основную, все более мелкие ветви можно делить еще на несколько ветвей-подпунктов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector